У Леонида Каневского роль в фильме «Бриллиантовая рука» совсем небольшая. Почти эпизодическая. Но, как и во многих шедеврах Леонида Гайдая, даже эпизодическая роль становиться запоминающейся и знаковой! Все мы помним знойного аборигена-контрабандиста, накладывающего гипс на руку Сени, героя Юрия Никулина. А помните текст, который произносили жители курортного города, куда зашел круизный лайнер с главными героями? Пытались разобрать на каком языке они говорят? Турецкий? Итальянский? Испанский? Нет, нет и нет! Этого языка не существует. Его придумал Леонид Каневский и стал соавтором сценария к фильму.
Пожалуй, самая легендарная фраза из этой тарабарщины – «цигель цигель, ай-лю-лю». Ее до сих пор произносит мой старый приятель, когда хочет намекнуть на то, что время истекает и нужно торопиться.
А фраза «Березина команит!» – привет от Леонида Каневского своей супруге Анне Березиной. Собственно, с этой фразы и началось создание языка и как следствие соавторство в сценарии фильма.
«Поначалу Яша Костюковский написал пару фраз, но их было очень мало. Хотелось бы продлить свое пребывание на экране, и я дописал монолог».
Интересный факт — ругательное слово «Мурдюк» Гайдай придумал и оставил в фильме после ссоры с Нонной Мордюковой (во время съемок фильма).
Переводить эмоциональный диалог контрабандистов на русский язык не стали. Просто обошлись закадровым голосом: «Дальше следует непереводимая игра слов, с использованием местных идиоматических выражений…». Получился очередной шедевр и крылатая фраза от Гайдая.
Яша Костюковский говорит: «Лёнечка, я признаю тебя официально соавтором сценария», — рассказывает Каневский в популярном телешоу на Первом канале.
Леонид Каневский сыграл во множестве спектаклей в театре. Помимо «Бриллиантовой руки» широко известны его роли в кино: майор Томин в советском сериале «Следствие ведут Знатоки» и галантерейщика Бонасье в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».